Вход для сотрудников
Восстановить
Вход
Вход через:
Регистрация Забыли пароль?
Телефонный справочник
MIPT logo Приёмная комиссия МФТИ
Кабинет абитуриента График работы приемной комиссии Засчитываемые олимпиады Индивидуальные достижения Правила приема Направление подготовки и количество мест Образовательные программы
Заполнить анкету
  1. Бакалавриат
  2. Программы вступительных испытаний
  3. Программа по русскомй языку

ПРОГРАММА ВСТУПИТЕЛЬНОГО ИСПЫТАНИЯ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ ДЛЯ ПОСТУПАЮЩИХ В БАКАЛАВРИАТ И СПЕЦИАЛИТЕТ

Процедура проведения вступительного испытания

1. Вступительное испытание проводится в соответствии с действующими Правилами приема в бакалавриат и специалитет и Положением о порядке проведения вступительных испытаний МФТИ.

2. Вступительное испытание по русскому языку проводится с совмещением письменной и устной форм.

3. Вступительное испытание состоит из трех частей: прохождение теста, написание эссе-миниатюры и устной части.

4. Первая часть – тест. Время выполнения – 45 минут.

5. Вторая часть – эссе-миниатюра на заданную тему (рекомендуемый объём – 12-15 предложений). Время выполнения – 45 минут.

6. Третья устная часть представляет собой монолог-рассуждение абитуриента на заданную тему с выражением собственного мнения. Экзаменуемый должен прочитать предложенную цитату, объяснить, как он понимает ее смысл, сказать, согласен ли он с данным высказыванием или нет, и аргументировать свой ответ (5-7 мин). Во время ответа экзаменаторы не должны перебивать абитуриента, но, в случае необходимости, могут задать ему дополнительные вопросы.


Цель вступительного испытания

Цель вступительного испытания – определить знания абитуриентами основных норм современного русского литературного языка, минимально необходимые для обучения на русском языке и осуществления речевой деятельности в профессиональной русскоязычной среде.

Задания, предлагаемые на вступительном испытании, ориентированы преимущественно на книжно-письменные нормы современного русского языка; в задания включены примеры, содержащие образцы современной русской речи (научного стиля (научно-учебного и научно-популярного), отчасти официально-делового и публицистического стилей, а также разговорной речи).

Требования к поступающим

На вступительном испытании абитуриент должен продемонстрировать владение русским языком как средством повседневного и отчасти профессионального общения, что подразумевает: адекватное коммуникативной ситуации употребление языковых средств литературного языка на всех уровнях; знание лексических, грамматических и стилистических норм современного русского литературного языка и правил употребления вариантов языковых единиц, определяемых стилевыми и жанровыми требованиями в разговорно-бытовой, официально-деловой и научной сферах коммуникации; владение базовой общенаучной лексикой; знание основной терминологии (физика, математика) в рамках школьной программы на русском языке.


Программа вступительного испытания

1. ТРЕБОВАНИЯ К СОДЕРЖАНИЮ ЯЗЫКОВОЙ

КОМПЕТЕНЦИИ АБИТУРИЕНТОВ

1. Лексика

Лексическое значение слова. Полисемия. Прямое и переносное значение слова. Лексическая сочетаемость. Омонимы, синонимы, паронимы, антонимы.

2. Словообразование. Морфология

Состав слова. Основа слова и окончание: корень, префикс, суффикс.

Существительное. Одушевленные и неодушевленные существительные. Конкретные и абстрактные существительные. Род и число имен существительных. Падежная система имен существительных.

Прилагательное. Качественные, относительные прилагательные. Полные и краткие прилагательные. Согласование полных прилагательных с существительными в роде, числе и падеже. Падежная система полных прилагательных. Степени сравнения прилагательных.

Местоимение. Значение, употребление, словоизменение местоимений личных, возвратных, вопросительных, притяжательных, указательных (тот, этот...), определительных, отрицательных, неопределенных.

Числительное. Количественные и порядковые числительные. Простые и составные числительные. Употребление числительных в сочетании с существительными и прилагательными.

Наречие. Разряды наречий по значению: места, времени, образа действия, меры и степени. Предикативные наречия, вопросительные наречия. Степени сравнения наречий.

Глагол. Инфинитив. Несовершенный и совершенный вид глагола. Настоящее, прошедшее и будущее время глагола. Наклонение глагола. Спряжение глагола.

Причастие и деепричастие. Действительные и страдательные причастия. Краткая форма страдательных причастий. Образование деепричастий. Образование причастных и деепричастных оборотов (распространение причастий и деепричастий).

Служебные части речи. Предлоги (в, о, об(о), с, до, к, по, от, из, у, на, над, под, без, через, после, в течение, в продолжение, вследствие, благодаря и др.), союзы и союзные слова ( и, или, а, но, не только, но и, как…, так и…, потому что, чтобы, если, где, куда, который и др.), частицы (не, ни, ли, же, бы и др.).

3. Орфография

Приставка: приставки на з/с; пре-/при-; о-, за-, подо-, до-, от- . Гласные ы/и после приставок.

Корень: проверяемые, непроверяемые, чередующиеся гласные. Гласные о/ё после шипящих. Гласные и/ы после «ц». Звонкие и глухие согласные в корне. Непроизносимые согласные. Двойные согласные.

Суффикс: существительных (-ник/-ниц-, -щик/-щиц, -/-к(а), ни(е), -ени-, -ани-, -ств-, -к-, -аци-, -ость ); прилагательных (-н-, -ин-, -ан-, -ян-, -онн-, -енн-, -ск-, -ов- ); наречий (-о, -ски/-цки/-ьи ); глаголов (-ова-/-ева-, -ыва-/-ива-, -ва-, -а-, -и-, -ну-); причастий (-ущ-/-ющ-; -ащ-/-ящ-; -ем-/-им-; -нн-/-н- )

Окончание: падежные окончания существительных. Окончания существительных и прилагательных (причастий) при согласовании. Личные окончания глаголов.

Правописание сложных существительных и прилагательных (с соединительной гласной; без соединительной гласной). Слитное, дефисное, раздельное написание наречий, предлогов, частиц и сочетаний с ними ( чтобы / что бы; тоже / то же; причём / при чём и т.д.).

4. Синтаксис

Предложение: виды предложений по коммуникативной цели: повествовательные (утвердительные и отрицательные), побудительные, вопросительные (общевопросительные, частновопросительные, альтернативные); по эмоциональной окраске: эмоционально окрашенные (восклицательные), эмоционально нейтральные; по составу грамматической основы (двусоставные, односоставные (именные и глагольные); по количеству грамматических основ (простые, сложные (сложносочиненные, сложноподчиненные).

Нейтральный и стилистически окрашенный порядок слов в предложении.

5. Пунктуация

Основные знаки препинания и их функции: запятая, двоеточие, тире, точка с запятой.

Правила применения знаков препинания в предложениях, включающих:

— сравнительный оборот;

— однородные члены;

— прямую речь (цитату);

— вводные и вставные конструкции;

— обособленные конструкции.


2. ТРЕБОВАНИЯ К СОДЕРЖАНИЮ КОММУНИКАТИВНО-РЕЧЕВОЙ КОМПЕТЕНЦИИ

Уровень коммуникативно-речевой компетенция абитуриентов проверяется на материале эссе-миниатюры, самостоятельно написанного абитуриентом на заданную тему, и устной части вступительного испытания.

При написании эссе и устном ответе абитуриент демонстрирует умения:

- полно и вместе с тем лаконично раскрывать выбранную или заданную тему;

- структурировать информацию;

- связно и аргументированно излагать свои мысли;

- соблюдать лексические, грамматические, стилистические нормы русского литературного языка;

- оформлять текст в соответствии с правилами русской орфографии и пунктуации;

- применять адекватный жанру текста принцип абзацного членения в соответствии с логикой изложения;

- уместно использовать выразительные средства языка;

- избегать в процессе раскрытия темы неоправданных повторов, речевых штампов, речевых ошибок.


3. СПИСОК ТЕМ ДЛЯ УСТНОЙ ЧАСТИ

Для устной части вступительного испытания могут быть предложены цитаты на следующие темы:

- многообразие окружающего мира;

- загадки природы;

- человек и его место в мире;

- образование и воспитание;

- призвание;

- естественные и точные науки;

- границы научного познания;

- научные открытия;

- этика в науке;

- наука и искусство.


Литература

Основная:

1. Брагина М.А., Синячкин В.П. Русский язык: Базовый курс. Изд. 6-е. М., 2009.

2. Розенталь Д.Э. Большой справочник по русскому языку: орфография, пунктуация, орфографический словарь, прописная или строчная. М., 2015.

3. Розенталь Д.Э. Сборник упражнений по русскому языку. – М., 2009.

Дополнительная:

1. Введенская Л.А. Русский язык и культура речи. М., 2016.

2. Данцев Д.Д., Нефедова Н.В. Русский язык и культура речи для технических вузов. Р/нД., 2002.

3. Зверева Е.Н. Основы культуры речи: Теоретический курс. М., 2008.

4. Лопатин В.В. Учебный орфографический словарь русского языка. М., 2012.

5. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. М., 2009.

Адрес (во время приёмной кампании):
141701, Московская область, г. Долгопрудный, Институтский переулок, д. 9, МФТИ, Главный корпус, 2 этаж
Время работы (во время приёмной кампании):
Бакалавриат | Магистратура | Аспирантура | Перевод и восстановление
Телефон:
+7 (495) 408-48-00
Email:
Бакалавриат : pk.bachelor@mipt.ru
Магистратура : pk.magistr@mipt.ru
Аспирантура : pk.phd@mipt.ru
Перевод, восстановление, иные вопросы : pk.mail@mipt.ru
Мы в соцсетях:
Контакты
Нормативные документы