Вход для сотрудников
Восстановить
Вход
Вход через:
Регистрация Забыли пароль?
Телефонный справочник
MIPT logo Приёмная комиссия МФТИ
Кабинет абитуриента График работы приемной комиссии Засчитываемые олимпиады Индивидуальные достижения Правила приема Направление подготовки и количество мест Образовательные программы
Заполнить анкету
  1. Бакалавриат
  2. Программы вступительных испытаний
  3. Программа по русскому языку

ПРОГРАММА ВСТУПИТЕЛЬНОГО ЭКЗАМЕНА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

 

1.        ЦЕЛЬ ВСТУПИТЕЛЬНОГО ЭКЗАМЕНА

 

Цель вступительного экзамена – определить знания иностранными абитуриентами основных норм современного русского литературного языка, минимально необходимое для обучения на русском языке и осуществления речевой деятельности в профессиональной русскоязычной среде.

Задания, предлагаемые на вступительном экзамене, ориентированы преимущественно на книжно-письменные нормы современного русского языка; в задания включены примеры, содержащие образцы современной русской речи (научного стиля (научно-учебного и научно-популярного), отчасти официально-делового и публицистического стилей, а также разговорной речи).

 

2.        ТРЕБОВАНИЯ К ПОСТУПАЮЩИМ

 

На вступительном экзамене абитуриент должен продемонстрировать владение русским языком как средством повседневного и отчасти профессионального  общения, что подразумевает: адекватное коммуникативной ситуации употребление языковых средств литературного языка на всех уровнях; знание лексических, грамматических и стилистических норм современного русского литературного языка и правил употребления вариантов языковых единиц, определяемых стилевыми и жанровыми требованиями в разговорно-бытовой, официально-деловой и научной сферах коммуникации; владение базовой общенаучной лексикой; знание основной терминологии (физика, математика) в рамках школьной программы на русском языке.

 

3.        ТРЕБОВАНИЯ К СОДЕРЖАНИЮ ЯЗЫКОВОЙ КОМПЕТЕНЦИИ АБИТУРИЕНТОВ

 

2.1.       Лексика

Лексическое значение слова. Полисемия. Прямое и переносное значение слова. Лексическая сочетаемость. Омонимы, синонимы, паронимы, антонимы.

2.2.       Словообразование. Морфология

Состав слова. Основа слова и окончание: корень, префикс, суффикс.

Существительное. Одушевленные и неодушевленные существительные. Конкретные и абстрактные существительные. Род и число имен существительных. Падежная система имен существительных.

Прилагательное. Качественные, относительные прилагательные. Полные и краткие прилагательные. Согласование полных прилагательных с существительными в роде, числе и падеже. Падежная система полных прилагательных. Степени сравнения прилагательных.

Местоимение. Значение, употребление, словоизменение местоимений личных, возвратного, вопросительных, притяжательных, указательных (тот, этот...), определительных, отрицательных, неопределенных.

Числительное. Количественные и порядковые числительные. Простые и составные числительные. Употребление числительных в сочетании с существительными и прилагательными.

Наречие. Разряды наречий по значению: места, времени, образа действия, меры и степени. Предикативные наречия, вопросительные наречия. Степени сравнения наречий.

Глагол. Инфинитив. Несовершенный и совершенный вид глагола. Настоящее, прошедшее и будущее время глагола. Наклонение глагола. Спряжение глагола.

Причастие и деепричастие. Действительные и страдательные причастия. Краткая форма страдательных причастий. Образование деепричастий. Образование причастных и деепричастных оборотов (распространение причастий и деепричастий).

Служебные части речи. Предлоги (в, о, об(о), с, до, к, по, от, из, у, на, над, под, без, через, после, в течение, в продолжение, вследствие, благодаря и др.), союзы и союзные слова (и, или, а, но, не только, но и, как…, так и…, потому что, чтобы, если, где, куда, который и др.), частицы (не, ни, ли, же, бы и др.).

2.3.       Орфография

Приставка: приставки на з/с; пре-/при-; о-, за-, подо-, до-, от-. Гласные ы/и после приставок.

Корень: проверяемые, непроверяемые, чередующиеся гласные. Гласные о/ё после шипящих. Гласные и/ы после «ц». Звонкие и глухие согласные в корне. Непроизносимые согласные. Двойные согласные.

Суффикс: существительных (-ник/-ниц-, -щик/-щиц, -/-к(а), ни(е), -ени-, -ани-, -ств-, -к-, -аци-, -ость); прилагательных (-н-, -ин-, -ан-, -ян-, -онн-, -енн-, -ск-, -ов-); наречий (-о, -ски/-цки/-ьи); глаголов (-ова-/-ева-, -ыва-/-ива-, -ва-, -а-, -и-, -ну-); причастий (-ущ-/-ющ-; -ащ-/-ящ-; -ем-/-им-; -нн-/-н-)

Окончание: падежные окончания существительных. Окончания существительных и прилагательных (причастий) при согласовании. Личные окончания глаголов.

Правописание сложных существительных и прилагательных (с соединительной гласной; без соединительной гласной). Слитное, дефисное, раздельное написание наречий, предлогов, частиц и сочетаний с ними (чтобы / что бы; тоже / то же; причём / при чём и т.д.).

2.4.       Синтаксис

Предложение: виды предложений по коммуникативной цели: повествовательные (утвердительные и отрицательные), побудительные, вопросительные (общевопросительные, частновопросительные, альтернативные); по эмоциональной окраске: эмоционально окрашенные (восклицательные), эмоционально нейтральные; по составу грамматической основы (двусоставные, односоставные (именное и глагольные); по количеству грамматических основ (простое, сложное (сложносочиненное, сложноподчиненное).

Нейтральный и стилистически окрашенный порядок слов в предложении.

2.5.       Пунктуация

Основные знаки препинания и их функции: запятая, двоеточие, тире, точка с запятой.

Правила применения знаков препинания в предложениях, включающих:

—      сравнительный оборот,

—      однородные члены,

—      прямую речь (цитату),

—      вводные и вставные конструкции,

—      обособленные конструкции.

 

4.        ТРЕБОВАНИЯ К СОДЕРЖАНИЮ КОММУНИКАТИВНО-РЕЧЕВОЙ КОМПЕТЕНЦИИ

 

Уровень коммуникативно-речевой компетенция абитуриентов проверяется на материале эссе-миниатюры, самостоятельно написанного абитуриентом на заданную тему.

При написании эссе абитуриент демонстрирует умения:

—      полно и вместе с тем лаконично раскрывать выбранную тему;

—      структурировать информацию;

—      связно и аргументированно излагать свои мысли;

—      соблюдать лексические, грамматические, стилистические нормы русского литературного языка;

—      оформлять текст в соответствии с правилами русской орфографии и пунктуации;

—      применять адекватный жанру текста принцип абзацного членения в соответствии с логикой изложения;

—      уместно использовать выразительные средства языка;

—      избегать в процессе раскрытия темы неоправданных повторов, речевых штампов, речевых ошибок.

 

5.        СОДЕРЖАНИЕ ВСТУПИТЕЛЬНОГО ЭКЗАМЕНА

 

1.             Тест по русскому языку (13 заданий, каждое из которых содержит от 5 до 7 вариантов ответа). Время выполнения – 45 минут.

2.             Эссе-миниатюра на заданную тему, объем – 2-3 страницы рукописного текста формата А4. Время выполнения – 45 минут.

 

Литература

Основная:

1.             Брагина М.А., Синячкин В.П. Русский язык: Базовый курс. Изд. 6-е. М., 2009.

2.             Розенталь Д.Э. Большой справочник по русскому языку: орфография, пунктуация, орфографический словарь, прописная или строчная. М., 2015.

3.             Розенталь Д.Э. Сборник упражнений по русскому языку. – М., 2009.

Дополнительная:

1.             Введенская Л.А. Русский язык и культура речи. М., 2016.

2.             Данцев Д.Д., Нефедова Н.В. Русский язык и культура речи для технических вузов. Р/нД., 2002.

3.             Зверева Е.Н. Основы культуры речи: Теоретический курс. М., 2008.

4.             Лопатин В.В. Учебный орфографический словарь русского языка. М., 2012.

5.             Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. М., 2009.

Адрес (во время приёмной кампании):
141701, Московская область, г. Долгопрудный, Институтский переулок, д. 9, МФТИ, Главный корпус, 2 этаж
Время работы (во время приёмной кампании):
Бакалавриат | Магистратура | Аспирантура | Перевод и восстановление
Телефон:
+7 (495) 408-48-00
Email:
Бакалавриат : pk.bachelor@mipt.ru
Магистратура : pk.magistr@mipt.ru
Аспирантура : pk.phd@mipt.ru
Перевод, восстановление, иные вопросы : pk.mail@mipt.ru
Мы в соцсетях:
Контакты
Нормативные документы