ПРОГРАММА ВСТУПИТЕЛЬНОГО ЭКЗАМЕНА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
1. ЦЕЛЬ ВСТУПИТЕЛЬНОГО ЭКЗАМЕНА
Цель вступительного экзамена – определить знания иностранными абитуриентами основных норм современного русского литературного языка, минимально необходимое для обучения на русском языке и осуществления речевой деятельности в профессиональной русскоязычной среде.
Задания, предлагаемые на вступительном экзамене, ориентированы преимущественно на книжно-письменные нормы современного русского языка; в задания включены примеры, содержащие образцы современной русской речи (научного стиля (научно-учебного и научно-популярного), отчасти официально-делового и публицистического стилей, а также разговорной речи).
2. ТРЕБОВАНИЯ К ПОСТУПАЮЩИМ
На вступительном экзамене абитуриент должен продемонстрировать владение русским языком как средством повседневного и отчасти профессионального общения, что подразумевает: адекватное коммуникативной ситуации употребление языковых средств литературного языка на всех уровнях; знание лексических, грамматических и стилистических норм современного русского литературного языка и правил употребления вариантов языковых единиц, определяемых стилевыми и жанровыми требованиями в разговорно-бытовой, официально-деловой и научной сферах коммуникации; владение базовой общенаучной лексикой; знание основной терминологии (физика, математика) в рамках школьной программы на русском языке.
3. ТРЕБОВАНИЯ К СОДЕРЖАНИЮ ЯЗЫКОВОЙ КОМПЕТЕНЦИИ АБИТУРИЕНТОВ
2.1. Лексика
Лексическое значение слова. Полисемия. Прямое и переносное значение слова. Лексическая сочетаемость. Омонимы, синонимы, паронимы, антонимы.
2.2. Словообразование. Морфология
Состав слова. Основа слова и окончание: корень, префикс, суффикс.
Существительное. Одушевленные и неодушевленные существительные. Конкретные и абстрактные существительные. Род и число имен существительных. Падежная система имен существительных.
Прилагательное. Качественные, относительные прилагательные. Полные и краткие прилагательные. Согласование полных прилагательных с существительными в роде, числе и падеже. Падежная система полных прилагательных. Степени сравнения прилагательных.
Местоимение. Значение, употребление, словоизменение местоимений личных, возвратного, вопросительных, притяжательных, указательных (тот, этот...), определительных, отрицательных, неопределенных.
Числительное. Количественные и порядковые числительные. Простые и составные числительные. Употребление числительных в сочетании с существительными и прилагательными.
Наречие. Разряды наречий по значению: места, времени, образа действия, меры и степени. Предикативные наречия, вопросительные наречия. Степени сравнения наречий.
Глагол. Инфинитив. Несовершенный и совершенный вид глагола. Настоящее, прошедшее и будущее время глагола. Наклонение глагола. Спряжение глагола.
Причастие и деепричастие. Действительные и страдательные причастия. Краткая форма страдательных причастий. Образование деепричастий. Образование причастных и деепричастных оборотов (распространение причастий и деепричастий).
Служебные части речи. Предлоги (в, о, об(о), с, до, к, по, от, из, у, на, над, под, без, через, после, в течение, в продолжение, вследствие, благодаря и др.), союзы и союзные слова (и, или, а, но, не только, но и, как…, так и…, потому что, чтобы, если, где, куда, который и др.), частицы (не, ни, ли, же, бы и др.).
2.3. Орфография
Приставка: приставки на з/с; пре-/при-; о-, за-, подо-, до-, от-. Гласные ы/и после приставок.
Корень: проверяемые, непроверяемые, чередующиеся гласные. Гласные о/ё после шипящих. Гласные и/ы после «ц». Звонкие и глухие согласные в корне. Непроизносимые согласные. Двойные согласные.
Суффикс: существительных (-ник/-ниц-, -щик/-щиц, -/-к(а), ни(е), -ени-, -ани-, -ств-, -к-, -аци-, -ость); прилагательных (-н-, -ин-, -ан-, -ян-, -онн-, -енн-, -ск-, -ов-); наречий (-о, -ски/-цки/-ьи); глаголов (-ова-/-ева-, -ыва-/-ива-, -ва-, -а-, -и-, -ну-); причастий (-ущ-/-ющ-; -ащ-/-ящ-; -ем-/-им-; -нн-/-н-)
Окончание: падежные окончания существительных. Окончания существительных и прилагательных (причастий) при согласовании. Личные окончания глаголов.
Правописание сложных существительных и прилагательных (с соединительной гласной; без соединительной гласной). Слитное, дефисное, раздельное написание наречий, предлогов, частиц и сочетаний с ними (чтобы / что бы; тоже / то же; причём / при чём и т.д.).
2.4. Синтаксис
Предложение: виды предложений по коммуникативной цели: повествовательные (утвердительные и отрицательные), побудительные, вопросительные (общевопросительные, частновопросительные, альтернативные); по эмоциональной окраске: эмоционально окрашенные (восклицательные), эмоционально нейтральные; по составу грамматической основы (двусоставные, односоставные (именное и глагольные); по количеству грамматических основ (простое, сложное (сложносочиненное, сложноподчиненное).
Нейтральный и стилистически окрашенный порядок слов в предложении.
2.5. Пунктуация
Основные знаки препинания и их функции: запятая, двоеточие, тире, точка с запятой.
Правила применения знаков препинания в предложениях, включающих:
— сравнительный оборот,
— однородные члены,
— прямую речь (цитату),
— вводные и вставные конструкции,
— обособленные конструкции.
4. ТРЕБОВАНИЯ К СОДЕРЖАНИЮ КОММУНИКАТИВНО-РЕЧЕВОЙ КОМПЕТЕНЦИИ
Уровень коммуникативно-речевой компетенция абитуриентов проверяется на материале эссе-миниатюры, самостоятельно написанного абитуриентом на заданную тему.
При написании эссе абитуриент демонстрирует умения:
— полно и вместе с тем лаконично раскрывать выбранную тему;
— структурировать информацию;
— связно и аргументированно излагать свои мысли;
— соблюдать лексические, грамматические, стилистические нормы русского литературного языка;
— оформлять текст в соответствии с правилами русской орфографии и пунктуации;
— применять адекватный жанру текста принцип абзацного членения в соответствии с логикой изложения;
— уместно использовать выразительные средства языка;
— избегать в процессе раскрытия темы неоправданных повторов, речевых штампов, речевых ошибок.
5. СОДЕРЖАНИЕ ВСТУПИТЕЛЬНОГО ЭКЗАМЕНА
1. Тест по русскому языку (13 заданий, каждое из которых содержит от 5 до 7 вариантов ответа). Время выполнения – 45 минут.
2. Эссе-миниатюра на заданную тему, объем – 2-3 страницы рукописного текста формата А4. Время выполнения – 45 минут.
Литература
Основная:
1. Брагина М.А., Синячкин В.П. Русский язык: Базовый курс. Изд. 6-е. М., 2009.
2. Розенталь Д.Э. Большой справочник по русскому языку: орфография, пунктуация, орфографический словарь, прописная или строчная. М., 2015.
3. Розенталь Д.Э. Сборник упражнений по русскому языку. – М., 2009.
Дополнительная:
1. Введенская Л.А. Русский язык и культура речи. М., 2016.
2. Данцев Д.Д., Нефедова Н.В. Русский язык и культура речи для технических вузов. Р/нД., 2002.
3. Зверева Е.Н. Основы культуры речи: Теоретический курс. М., 2008.
4. Лопатин В.В. Учебный орфографический словарь русского языка. М., 2012.
5. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. М., 2009.