ПРОГРАММА ВСТУПИТЕЛЬНОГО ИСПЫТАНИЯ ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ ДЛЯ ПОСТУПАЮЩИХ В БАКАЛАВРИАТ И СПЕЦИАЛИТЕТ
1. ПРОЦЕДУРА ПРОВЕДЕНИЯ ВСТУПИТЕЛЬНОГО ИСПЫТАНИЯ
Вступительное испытание проводится в соответствии с действующими Правилами приема в бакалавриат и специалитет и Положением о порядке проведения вступительных испытаний МФТИ.
Вступительное испытание по английскому языку проводится с совмещением письменной и устной форм.
Вступительное испытание состоит из трех частей: чтение, письмо и устная часть.
Первая часть – чтение. Время выполнения – 30 минут.
Вторая часть – письмо на заданную тему «Автобиография». Время выполнения – 40 минут.
Третья устная часть представляет собой монолог-рассуждение абитуриента на заданную тему с выражением собственного мнения. Длительность третьей части – до 20 минут. Во время ответа экзаменаторы не должны перебивать абитуриента, но, в случае необходимости, могут задать ему дополнительные вопросы.
2. ЦЕЛЬ ВСТУПИТЕЛЬНОГО ИСПЫТАНИЯ
Цель вступительного испытания – определить уровень владения англоязычными коммуникативными умениями.
Задания, предлагаемые на вступительном испытании, содержат элементы языкового содержания образовательной программы по английскому языку среднего общего образования и ориентированы преимущественно на книжно-письменные нормы современного английского языка; в задания включены примеры, содержащие образцы современной английской речи (научного стиля (научно-учебного и научно-популярного), официально-делового и публицистического стилей, а так же литературно-художественного стиля, включая стиль разговорной речи).
3. ТРЕБОВАНИЯ К ПОСТУПАЮЩИМ
На вступительном испытании абитуриент должен продемонстрировать владение английским языком как средством повседневного и отчасти профессионального общения, что подразумевает: адекватное коммуникативной ситуации употребление языковых средств английского языка на всех уровнях; знание лексических, грамматических и стилистических норм современного английского литературного языка и правил употребления вариантов языковых единиц, определяемых стилевыми и жанровыми требованиями в разговорно-бытовой, официально-деловой и научной сферах коммуникации; владение базовой общенаучной лексикой; знание основной терминологии (физика, математика, информатика и ИКТ, экономика) в рамках Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования и федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.
4. ТРЕБОВАНИЯ К СОДЕРЖАНИЮ ЯЗЫКОВОЙ КОМПЕТЕНЦИИ АБИТУРИЕНТОВ
4.1. Чтение
Понимание основного содержания сообщений, несложных публикаций научно-познавательного характера, отрывков из произведений художественной литературы. Полное и точное понимание информации прагматических текстов, публикаций научно-популярного характера, отрывков из произведений художественной литературы. Выборочное понимание необходимой/интересующей информации из текста статьи, проспекта. Понимание структурно-смысловых связей текста.
4.2. Письмо
Автобиография/резюме. Заполнение анкеты, бланков, формуляра. Написание личного письма: с употреблением формул речевого этикета, принятых в стране/странах изучаемого языка; с изложением новостей; с рассказом об отдельных фактах и событиях своей жизни; с выражением своих суждений и чувств; с описанием планов на будущее и расспросом об аналогичной информации партнера по письменному общению. Написание делового письма с употреблением формул речевого этикета, принятых в стране/странах изучаемого языка в соответствии со спецификой/с типом письменного текста. Составление плана, тезисов устного/письменного сообщения, в том числе на основе выписок из текста. Изложение содержания прочитанного текста в тезисах и обзорах. Описание событий/фактов/явлений, в том числе с выражением собственного мнения/суждения.
4.3. Языковой материал
Синтаксис
· Коммуникативные типы предложений: утвердительные, вопросительные, отрицательные, побудительные — и порядок слов в них.
· Предложения с начальным it.
· Предложения с there is/are.
· Сложносочиненные предложения с союзами and, but, or.
· Сложноподчиненные предложения с союзами и союзными словами what, when, why, which, that, who, if, because, that’s why, than, so, for, since, during, so that, unless.
· Согласование времён и косвенная речь.
· Предложения с конструкциями as ... as; not so ... as; neither ... nor; either ... or.
· Условные предложения реального (Conditional I — If I see Jim, I’ll invite him to our school party) и нереального (Conditional II — If I were you, I would start learning French) характера.
· Предложения с конструкцией I wish (I wish I had my own room).
· Предложения с конструкцией so/such (I was so busy that I forgot to phone my parents).
· Эмфатические конструкции типа It’s him who... It’s time you did smth.
· Конструкции с глаголами на -ing: to love/hate doing something; stop talking.
· Конструкции It takes me ... to do something; to look/feel/be happy.
· Различные средства связи в тексте для обеспечения его целостности (firstly, finally, at last, in the end, however и т.д.)
Морфология
· Имена существительные во множественном числе, образованные по правилу, и исключения. Определенный/неопределенный/нулевой артикль.
· Местоимения личные, притяжательные, указательные, неопределенные, относительные, вопросительные.
· Имена прилагательные в положительной, сравнительной и превосходной степенях, образованные по правилу, а также исключения. Наречия в сравнительной и превосходной степенях, а также наречия, выражающие количество (many/much, few/а few, little/a little).
· Числительные количественные, порядковые.
· Предлоги места, направления, времени.
· Наиболее употребительные личные формы глаголов действительного залога: Present Simple, Future Simple и Past Simple, Present и Past Continuous, Present и Past Perfect. Личные формы глаголов действительного залога: Present Perfect Continuous и Past Perfect Continuous.
· Личные формы глаголов страдательного залога: Present Simple Passive, Future Simple Passive, Past Simple Passive, Present Perfect Passive.
· Личные формы глаголов в Present Simple (Indefinite) для выражения действий в будущем после союзов if, when.
· Личные формы глаголов страдательного залога в Past Perfect Passive и Future Perfect Passive; Present/Past Progressive (Continuous) Passive; неличные формы глаголов (Infinitive; Participle I, Gerund) (пассивно).
· Фразовые глаголы (look for, ...).
· Модальные глаголы и их эквиваленты (may, can/be able to, must/have to/should, need, shall, could, might, would).
· Различные грамматические средства для выражения будущего времени: Simple Future, to be going to, Present Continuous.
Лексическая сторона речи
· Аффиксы как элементы словообразования.
· Аффиксы глаголов: re-, dis-, mis-, -ize/ise.
· Аффиксы существительных: -er/or, -ness, -ist, -ship, -ing, -sion/tion, -ance/ence, -ment, -ity.
· Аффиксы прилагательных: -у, -ic, -ful, -al, -ly, -ian/an, -ing, -ous, -ible/able, -less, -ive, inter-.
· Суффикс наречий -ly.
· Отрицательные префиксы: un-, in-/im-.
· Многозначность лексических единиц. Синонимы. Антонимы.
· Лексическая сочетаемость.
4.4. Предметное содержание речи
1. Повседневная жизнь и быт, распределение домашних обязанностей в семье. Покупки.
2. Жизнь в городе и сельской местности. Проблемы города и села.
3. Общение в семье и школе, семейные традиции, межличностные отношения с друзьями и знакомыми.
4. Здоровье и забота о нём, самочувствие, медицинские услуги. Здоровый образ жизни.
5. Роль молодёжи в современном обществе, её интересы и увлечения.
6. Досуг молодёжи: посещение кружков, спортивных секций, клубов по интересам. Переписка.
7. Родная страна и страна/страны изучаемого языка. Их географическое положение, климат, население, города и сёла, достопримечательности.
8. Путешествие по своей стране и за рубежом, осмотр достопримечательностей.
9. Природа и проблемы экологии.
10. Культурно-исторические особенности своей страны и стран изучаемого языка.
11. Вклад России и стран изучаемого языка в развитие науки и мировой культуры.
12. Современный мир профессий, рынок труда.
13. Возможности продолжения образования в высшей школе.
14. Планы на будущее, проблема выбора профессии.
15. Роль владения иностранными языками в современном мире.
16. Школьное образование. Изучаемые предметы, отношение к ним. Каникулы.
17. Научно-технический прогресс, его перспективы и последствия.
18. Новые информационные технологии.
19. Праздники и знаменательные даты в различных странах мира.
5. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ АБИТУРИЕНТОВ ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ
5.1. Абитуриенты должны знать / понимать:
Языковой лексический материал
· Значения лексических единиц, связанных с изученной тематикой и соответствующими ситуациями общения (см. подраздел 4.4 «Предметное содержание речи» в разделе 4).
· Значения оценочной лексики.
· Значения идиоматической лексики в рамках изученных тем.
· Значения реплик-клише речевого этикета, отражающих особенности культуры страны/стран изучаемого языка.
Языковой грамматический материал
· Значение изученных грамматических явлений (см. подраздел 4.3 Языковой материал).
· Значение видо-временных форм глагола.
· Значение неличных и неопределённо-личных форм глагола.
· Значение глагольных форм условного наклонения.
· Значение косвенной речи/косвенного вопроса.
· Значение согласования времен.
· Средства и способы выражения модальности.
· Средства и способы выражения условия.
· Средства и способы выражения предположения.
· Средства и способы выражения причины.
· Средства и способы выражения следствия.
· Средства и способы выражения побуждения к действию.
Страноведческая информация из аутентичных источников, сведения о стране/странах изучаемого языка
· Сведения о культуре и науке.
· Сведения об исторических и современных реалиях.
· Сведения об общественных деятелях.
· Сведения о месте в мировом сообществе и мировой культуре.
· Сведения о взаимоотношениях с нашей страной.
· Языковые средства и правила речевого и неречевого поведения в соответствии со сферой общения и социальным статусом партнёра.
5.2. Абитуриенты должны уметь:
Чтение
· Читать аутентичные тексты различных стилей (публицистические, художественные, научно-популярные, прагматические) с использованием различных стратегий/видов чтения в соответствии с коммуникативной задачей.
· Использовать ознакомительное чтение в целях понимания основного содержания сообщений, интервью, репортажей, публикаций научно-познавательного характера, отрывков из произведений художественной литературы.
· Использовать просмотровое/поисковое чтение в целях извлечения необходимой/запрашиваемой информации из текста статьи, проспекта.
· Использовать изучающее чтение в целях полного понимания информации прагматических текстов, публикаций научно-познавательного характера, отрывков из произведений художественной литературы.
· Отделять главную информацию от второстепенной, выявлять наиболее значимые факты.
· Определять свое отношение к прочитанному.
· Определять временную и причинно-следственную взаимосвязь событий, прогнозировать развитие/результат излагаемых фактов/событий, обобщать описываемые факты/явления.
· Определять замысел автора, оценивать важность/новизну информации, понимать смысл текста и его проблематику, используя элементы анализа текста.
Письмо
· Заполнять различные виды анкет; сообщать сведения о себе в форме, принятой в стране/странах изучаемого языка.
· Описывать явления, события, излагать факты, выражая свои суждения и чувства; расспрашивать о новостях и излагать их в письме личного характера.
· Делать выписки из иноязычного текста.
· Описывать явления, события, излагать факты в письме делового характера.
· Составлять письменные материалы; необходимые для презентации проектной деятельности.
· Описывать факты, явления, события, выражать собственное мнение/суждение.
Социокультурные умения
· Осуществлять межличностное и межкультурное общение с применением знаний о национально-культурных особенностях своей страны и страны/стран изучаемого языка, полученных на уроках иностранного языка.
· Использовать сведения, полученные в ходе изучения других предметов, для расширения своих социокультурных знаний и умений.
· Сравнивать факты родной культуры и культуры страны/ стран изучаемого языка.
· Использовать языковые средства и правила речевого и неречевого поведения в соответствии с нормами, принятыми в стране/странах изучаемого языка.
Компенсаторные умения
· Пользоваться языковой и контекстуальной догадкой при чтении.
· Прогнозировать содержание текста по заголовку/началу текста, использовать текстовые опоры различного рода (подзаголовки, таблицы, графики, шрифтовые выделения, комментарии, сноски).
· Игнорировать лексические и смысловые трудности, не влияющие на понимание основного содержания текста.
· Использовать перифраз/толкование, синонимы, эквивалентные замены для дополнения, уточнения, пояснения мысли.
5.3. Абитуриенты должны владеть языковыми навыками:
Орфография
· Владеть орфографическими навыками в рамках лексико-грамматического минимума соответствующего уровня.
Грамматическая сторона речи
· Употреблять в речи различные коммуникативные типы предложений: утвердительные, вопросительные (общий, специальный, альтернативный, разделительный вопросы в Present, Future, Past Simple; Present Perfect; Present Continuous), отрицательные, побудительные (в утвердительной и отрицательной формах).
· Употреблять в речи распространённые и нераспространённые простые предложения, в том числе с несколькими обстоятельствами, следующими в определенном порядке (We moved to a new house last year).
· Употреблять в речи предложения с начальным It (It’s cold. It’s five o’clock. It’s interesting. It’s winter).
· Употреблять в речи предложения с начальным There + to be (There are a lot of trees in the park).
· Употреблять в речи сложносочинённые предложения с сочинительными союзами and, but, or.
· Употреблять в речи сложноподчинённые предложения с союзами и союзными словами what, when, why, which, that, who, if, because, that’s why, than, so, for, since, during, so that, unless.
· Употреблять в речи условные предложения реального (Conditional I — If I see Jim, I’ll invite him to our school party) и нереального (Conditional II — If I were you, I would start learning French) характера.
· Употреблять в речи предложения с конструкцией I wish (I wish I had my own room).
· Употреблять в речи предложения с конструкцией so/such (I was so busy that I forgot to phone my parents).
· Употреблять в речи эмфатические конструкции типа It’s him who... It’s time you did smth.
· Употреблять в речи предложения с конструкциями as ... as; not so ... as; either ... or; neither ... nor.
· Употреблять в речи конструкции с глаголами на -ing: to love/hate doing something; stop talking.
· Употреблять в речи конструкции It takes me ... to do something; to look/feel/be happy.
· Использовать косвенную речь в утвердительных и вопросительных предложениях в настоящем и прошедшем времени.
· Использовать в речи глаголы в наиболее употребительных временных формах действительного залога: Present Simple, Future Simple и Past Simple, Present и PastContinuous, Present и Past Perfect.
· Употреблять в речи глаголы в следующих формах действительного залога: Present Perfect Continuous и Past Perfect Continuous.
· Употреблять в речи глаголы в следующих формах страдательного залога: Present Simple Passive, Future Simple Passive, Past Simple Passive, Present Perfect Passive.
· Употреблять в речи различные грамматические средства для выражения будущего времени: Simple Future, to be going to, Present Continuous.
· Употреблять в речи причастие I и причастие II.
· Употреблять в речи модальные глаголы и их эквиваленты (may, can/be able to, must/have to/should, need, shall, could, might, would).
· Согласовывать времена в рамках сложного предложения в плане настоящего и прошлого.
· Употреблять в речи имена существительные в единственном числе и во множественном числе, образованные по правилу, и исключения.
· Употреблять в речи определённый/неопределённый/нулевой артикль.
· Употреблять в речи личные, притяжательные, указательные, неопределённые, относительные, вопросительные местоимения.
· Употреблять в речи имена прилагательные в положительной, сравнительной и превосходной степенях, образованные по правилу, и исключения.
· Употреблять в речи наречия в положительной, сравнительной и превосходной степенях, а также наречия, выражающие количество (many/much, few/а few, little/a little).
· Употреблять в речи количественные и порядковые числительные.
· Употреблять предлоги во фразах, выражающих направление, время, место действия.
· Употреблять в речи различные средства связи в тексте для обеспечения его целостности (firstly, finally, at last, in the end, however и т.д.)
Лексическая сторона речи
· Употреблять в речи лексические единицы, обслуживающие ситуации в рамках тематики основной и старшей школы.
· Употреблять в речи наиболее распространённые устойчивые словосочетания.
· Употреблять в речи реплики-клише речевого этикета, характерные для культуры англоязычных стран.
· Использовать следующие аффиксы для образования глаголов: re-, dis-, mis-; -ize/-ise.
· Использовать следующие аффиксы для образования существительных: -er/-or, -ness, -ist, -ship, -ing, -sion/-tion, -ance/-ence, -ment, -ity.
· Использовать следующие аффиксы для образования прилагательных: -у, -ic, -ful, -al, -ly, -ian/-an, -ing, -ous, -ible/-able, -less, -ive, inter-.
· Использовать суффикс -ly для образования наречий.
· Использовать отрицательные префиксы un-, in-/im-.
Литература
1. Taylore-Knowles, S., Malcolm, M. and Вербицкая, М. (2014). Macmillan Exam Skills for Russia. Учебное пособие для подготовки к ГИА по английскому языку: грамматика и лексика с интернет-ресурсом. Moscow: Macmillan Publisher, p.216.
2. Музланова Е.С. ЕГЭ-2017. Английский язык. 10 тренировочные вариантов экзаменационных работ для подготовки к единому государственному экзамену. - М.: АСТ, 2016.
3. Мишин А.В. Английский язык. Эффективные приемы подготовки к ЕГЭ по английскому языку. Москва "Просвещение", 2017.
4. Вербицкая М.В, Махмурян К.С, Нечаева Е.Н. Английский язык. ЕГЭ. Практикум и диагностика - Москва " Просвещение", 2017.